Заключение

В результате теоретического и практического изучения проблемы влияния трудной жизненной ситуации на гендерные психологические особенности подростков, мы пришли к выводу о том, что личность подростка – это сложное единство общего и индивидуального. Общими являются особенности нервно-психической организации, закономерности протекания познавательных и эмоционально-волевых процессов. Эти общие особенности психического развития подростков всегда проявляются с индивидуальным своеобразием в структуре потребностей, становлении жизненных целей, идеалов. При неучете этих особенностей, при наличии конфликтов в семье, отрицательных примеров, проявлениях лжи, нахождении в трудной жизненной ситуации возникают предпосылки для педагогической запущенности детей и их дальнейшего перехода в категорию «трудных». Основные общие дефекты поведения трудных подростков проявляются в отрицательном отношении к нравственным нормам отношений между людьми (грубость, упрямство, лживость, жестокость, недисциплинированность и т.д.), в отрицательных проявлениях в учебной работе (лень, постоянная невнимательность, интеллектуальная пассивность, отсутствие познавательных интересов и др.), а также в одновременном проявлении отрицательных качеств обоих видов. Эти общие дефекты поведения получают у конкретных подростков самые разнообразные формы проявления, в связи с чем выделяются различные основания для типологии трудновоспитуемости: по уровням нравственно-правовой сформированности личности, фиксирующим различные поведенческие позиции; по форме сопротивляемости ребенка педагогическим воздействиям; по конкретным проявлениям характерологических и интеллектуальных особенностей подростков в деятельности и общении и т.д.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что психологические особенности мальчиков, попавших в трудную жизненную ситуацию, отличаются от психологических особенностей девочек, попавших в трудную жизненную ситуацию, а именно: мальчики лучше адаптированы к социуму, к новым условиям деятельности, им проще устанавливать социальные контакты, они менее конфликтны, им меньше свойственна зависть и ненависть, чем девочкам; а также: мальчики, попавшие в трудную жизненную ситуацию, чаще испытывают недоверие и подозрительность по отношению к другим людям, чем мальчики, живущие в социально-благополучной жизненной ситуации; девочки, попавшие в трудную жизненную ситуацию, чаще испытывают трудности в социальной адаптации, чем девочки, живущие в социально-благополучной жизненной ситуации.

Таким образом, гипотеза исследования полностью подтвердилась, задачи реализованы, цель достигнута.

Другие статьи:

Анализ основных проблем развития креативности
Наша жизнь связана с множеством правил и законов. Часть из них (например, чистка зубов по утрам, правила этикета, дорога от дома до работы или до учебы, постоянный распорядок дня и многое другое) выполняется автоматически и рефлекторно. Ш ...

Институциональный комплекс: методология и особенности
Психическая саморегуляция, например, просветляет сублимированный ассоцианизм, таким образом осуществляется своего рода связь с темнотой бессознательного. Предсознательное выбирает гомеостаз, о чем и писал А. Маслоу в своей работе "Мо ...

Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста
Младший школьный возраст является вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств, но уже утрачивает детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. В школе он приобретает не только новые знания ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru