Заключение

В результате теоретического и практического изучения проблемы влияния трудной жизненной ситуации на гендерные психологические особенности подростков, мы пришли к выводу о том, что личность подростка – это сложное единство общего и индивидуального. Общими являются особенности нервно-психической организации, закономерности протекания познавательных и эмоционально-волевых процессов. Эти общие особенности психического развития подростков всегда проявляются с индивидуальным своеобразием в структуре потребностей, становлении жизненных целей, идеалов. При неучете этих особенностей, при наличии конфликтов в семье, отрицательных примеров, проявлениях лжи, нахождении в трудной жизненной ситуации возникают предпосылки для педагогической запущенности детей и их дальнейшего перехода в категорию «трудных». Основные общие дефекты поведения трудных подростков проявляются в отрицательном отношении к нравственным нормам отношений между людьми (грубость, упрямство, лживость, жестокость, недисциплинированность и т.д.), в отрицательных проявлениях в учебной работе (лень, постоянная невнимательность, интеллектуальная пассивность, отсутствие познавательных интересов и др.), а также в одновременном проявлении отрицательных качеств обоих видов. Эти общие дефекты поведения получают у конкретных подростков самые разнообразные формы проявления, в связи с чем выделяются различные основания для типологии трудновоспитуемости: по уровням нравственно-правовой сформированности личности, фиксирующим различные поведенческие позиции; по форме сопротивляемости ребенка педагогическим воздействиям; по конкретным проявлениям характерологических и интеллектуальных особенностей подростков в деятельности и общении и т.д.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что психологические особенности мальчиков, попавших в трудную жизненную ситуацию, отличаются от психологических особенностей девочек, попавших в трудную жизненную ситуацию, а именно: мальчики лучше адаптированы к социуму, к новым условиям деятельности, им проще устанавливать социальные контакты, они менее конфликтны, им меньше свойственна зависть и ненависть, чем девочкам; а также: мальчики, попавшие в трудную жизненную ситуацию, чаще испытывают недоверие и подозрительность по отношению к другим людям, чем мальчики, живущие в социально-благополучной жизненной ситуации; девочки, попавшие в трудную жизненную ситуацию, чаще испытывают трудности в социальной адаптации, чем девочки, живущие в социально-благополучной жизненной ситуации.

Таким образом, гипотеза исследования полностью подтвердилась, задачи реализованы, цель достигнута.

Другие статьи:

Закономерности развития детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте
Важной особенностью дошкольников с задержкой психического развития является то, что чем более ранний возраст мы рассматриваем, тем менее сформированы психические процессы, меньше дифференцирована психическая деятельность, в результате чег ...

«Социальный код: основные моменты»
Акцентуированная личность отталкивает сексуальный автоматизм, таким образом осуществляется своего рода связь с темнотой бессознательного. Связь отражает гомеостаз, что лишний раз подтверждает правоту З. Фрейда. Гештальт иллюстрирует аутиз ...

Понятие «направленность личности»
В изучении направленности личности в отечественной психологии сложились различные научные школы и направления: теория установки (Д.Н. Узнадзе), отношений личности (В.Л. Мясищев, Б.Ф. Ломов), теория значимости (Л.Ф. Добрынин), потребностей ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pclever.ru