Специфика брачного поведения тамбовской молодежи: опыт социологического исследования

Материалы » Гендерные аспекты брачного поведения » Специфика брачного поведения тамбовской молодежи: опыт социологического исследования

Страница 1

Объектом нашего исследования стали молодые мужчины и женщины в возрасте до 35 лет, не состоящие в браке (официальном или гражданском), жители Тамбова. Испытуемых отбирали методом случайной выборки. Общий объем выборки составил 150 человек (80 женщин, 70 мужчин). Работа выполнялась на базе ТГУ им. Г.Р. Державина и в местах проведения досуга.

Цель исследования: изучение гендерных стереотипов брачного поведения тамбовской молодежи.

Гипотеза исследования: Существуют различия в представлениях о будущей семье по степени их сформированности, осознанности, качественному составу, рациональности и эмоциональности у юношей и девушек Тамбова.

Принятие решения о вступлении в брак основано на предшествующем опыте, включающим опыт, приобретенный в родительской в семье, в реальном взаимодействии с представителями противоположного пола, почерпнутый из различных информационных источников (СМИ, искусства, литературы, истории и других). Данный опыт представлен в сознании людей как совокупность стереотипных представлений об идеальном избраннике и моделей взаимодействия с ним, и типичном представителе непосредственного социального окружения своего региона. Данный набор стереотипов и соответствующих этим стереотипам поведенческих готовностей (социальных установок) регулирует непосредственное взаимодействие субъектов по поиску партнера.

Гендерные стереотипы делятся на три группы:

стереотипы публичной сферы (макросоциальный уровень) в рамках которой социально-экономические отношения носят преимущественно формальный, деперсонализированный характер и строятся на принципах эквивалентного обмена, конкуренции, ценностях независимости, собственности, достижений. Существующая в этой сфере горизонтальная сегрегация обусловлена, наряду с другими объективными и субъективными факторами, существующими гендерными стереотипами, разделяющие сферы социально-экономической деятельности на мужские и женские.

стереотипы приватной сферы (микросоциальный уровень) характеризуют межличностные отношения, направленные на создание семьи, определение репродуктивных установок, поддержание внутрисемейных ролей, а также определяют баланс между внутрисемейной и внесемейной направленностью исполняемых супругами гендерных ролей.

социально-психологические стереотипы, проявляющиеся как на макро-, так и на микросоциальном уровнях. Стереотипы эмоциональности и психологической зависимости определяют поведение мужчин и женщин дома и при взаимодействии с другими социальными институтами.

В выборе модели брачного поведения важна роль сходства и различий в выборе партнере; влиянии сознательных и бессознательных фильтров, где в качестве эталонов соотнесения выступают модели идеального партнера и родительской семьи, служащих критерием оценки предполагаемого вступления в брак; поиске максимальной выгоды в планируемых взаимоотношениях; поиске родительских качеств в будущем партнере; роли доминирующих мотивов; партнере, как средстве удовлетворения потребностей.

Следует полагать, что в реальном взаимодействии людей проявляются указанные закономерности, в конечном итоге приводящие к решению о заключении брака (или отказе от него). Анализ представлений о семье и браке дает ключ к пониманию специфики такого взаимодействия, которое в реальности имеет тендерные противоречия, проявляемые как при принятии решения о совместной жизни, так и в устойчивости будущего брачного союза и реализации репродуктивного потенциала.

В целях изучения социально-психологических особенностей брачного поведения и в соответствии с теоретической моделью был использован авторский опросник (Приложение 1), позволяющий получить данные о многообразии факторов, влияющих на формирование брачного поведения.

Анализируя степень согласованности семейных ценностей мужа и жены, консультант акцентирует внимание супругов на тех семейных ценностях, которые характеризуются наименьшим совпадением, так как их рассогласование является одной из причин ролевого несоответствия в супружеской паре. Рассогласование ожиданий и притязаний брачных партнеров является конфликтогенным фактором, дестабилизирующим межличностные отношения в семье.

На основе проанализированных эмпирических данных автор выделяет шесть групп каналов поиска брачного партнера:

социальное окружение индивида, с которым он контактирует ежедневно. Это наиболее традиционный и распространенный путь поиска брачного партнера. К ним автор относит профессиональное сообщество (в том числе коллеги по работе, круг профессионального общения), либо учебную группу и компанию друзей, являющиеся повседневной средой общения каждого человека. Из них самым популярным способом знакомства, который "лидирует" с огромным отрывом, является знакомство в компании друзей. Это весьма удачное место для приобретения новых знакомств, люди там более открыты, находясь в обществе друзей, в привычной атмосфере.36,3% предполагают встретить будущего супруга в компании друзей;

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Понятие и психологические подходы к проблеме изучения психологического климата трудового коллектива
Каждый производственный коллектив – это, сложный живой социальный организм, обладающий многими, только ему присущими свойствами. Он имеет свою биографию. Свой стиль деятельности, свои традиции, а также свои конвенциальные нормы, свою соци ...

Общие представления о внимании и памяти в свете психологии познания
Известные исследователи внимания В.Я. Романов и А.А. Пузырей пишут: «Трудно, по-видимому, найти другое понятие, столь же привычное для обыденного сознания и вместе с тем имеющее столь же сложную и драматическую судьбу в психологии, как п ...

Работы А. Маслоу
«Широко известна иногда приписываемая Маслоу так называемая «Пирамида Маслоу» — диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности. Однако ни в одной из его публикаций такой схемы нет, напротив, он считал, что иерархия потреб ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru