Психофизиологические исследования детей с ОНР

Страница 2

Часто встречающаяся речевая патология - заикание также характеризуется не только внешними проявлениями. Г.А.Иванова с соавт. (1990) сообщает, что анализ электроэнцефалограммы (ЭЭГ) у заикающихся детей 6- 7 лет выявил следующие их особенности: у 33% детей изучаемой группы детей в количестве 65 человек наблюдалась полиморфная картина биоэлектрической активности с преобладанием тета-ритма, характерная судорожному состоянию. У 39% в фоновой записи ЭЭГ отмечалась пароксизмальная активность, характеризующая наличие синдрома высокой эпилептиформной готовности, у 39% больных регистрировалась межполушарная асимметрия по амплитуде с преобладанием активности правого полушария. Примечательно то, что в 70% случаев у заикающихся детей выявлен очаг полиморфной активности с преобладанием заостренных фоновых медленных колебаний в теменно-височно-затылочной области правого полушария, что соответствует известному расположению центров письменной речи, чтения, сенсорной речи и в норме у дошкольников не должен иметь места. В целом общая картина фоновой активности фоновой ЭЭГ и при проведении функциональных проб (2,5 минуты произвольного учащенного интенсивного дыхания) характеризовалась авторами как патологическая у 85% всех детей исследованной группы. Сравнение данных анализа ЭЭГ-активности детей, страдающих заиканием, с аналогичными данными здоровых детей того же возраста, полученными по данным литературы показало их значительное различие (Г.А.Иванова с соавт, 1990).

Особенности неврологического статуса детей с нарушениями речи отмечены Л.Г.Сорокиной (2001), которая выявила наличие у всех обследованных ею детей-логопатов синдрома церебральной вегетативной дисфункции, причем у большинства детей этот вид патологии сочетался с другими синдромами поражения ЦНС, что свидетельствует, по мнению автора, о тяжести церебральных нарушений. Наличие синдрома повышенной судорожной готовности организма детей с ОНР рассматривается Л.Г.Сорокиной как проявление компенсаторной активности поврежденной ЦНС.

Возрастные изменения электрической реактивности сенсомоторной коры в покое, при реальном и мысленном движении у детей с ОНР и у их здоровых сверстников 5-7 лет изучались О.А.Вятлевой (1990). Все испытуемые были правшами. Результаты исследований указывают на глобальное отставание в развитии реактивности и позднее формирование функциональных возможностей сенсомоторной коры у детей с речевыми нарушениями. Сенсомоторная кора является центром регуляции как движений так и речи, вероятно отмеченные проявления дизонтогенетического развития мозга этих детей вызывают незрелость двигательной сферы, которое сопровождает ведущее речевое недоразвитие. Задержку развития сенсомоторной коры О.А.Вятлева и Л.М.Пучинская (1991) связывают с аномалиями, имевшими место в раннем развитии этих детей.

По свидетельству Л.И.Переслени, Л.А.Рожковой (1996) результаты сопоставления поведенческих характеристик процессов прогнозирования с электрофизиологическими проявлениями ОР, а также с особенностями “фоновой” ЭЭГ у детей с трудностями в обучении различной этиологии (включая детей с ОНР) в совокупности с ранее опубликованными авторами материалами (1990, 1991, 1994) дают возможность утверждать, что качественные и количественные показатели прогностической деятельности коррелируют с уровнем развития различных психических функций (внимания, памяти, восприятия, мышления).

У детей с дефицитом внимания обнаружена меньшая длительность корковой активации на иррелевантные стимулы, недостаточная сформированность ритмики альфа-диапазона по сравнению с нормой. Усиление корково-подкорковых регулирующих влияний при восприятии значимой информации вызывало нормализацию параметров ОР у этих детей.

У всех детей с ОНР характер активации полушарий мозга при восприятии стимулов существенно отличался от такового в норме. В целом отмечается меньшая, чем в норме активация коры полушарий, особенно передне-ассоциативных отделов, наиболее выраженная у детей с ОНР и нарушениями памяти. Для них также характерна слабая реорганизация активности при восприятии значимых стимулов: наиболее реактивны задние отделы коры, а реактивность переднеассоциативных зон коры значительно слабее, чем в норме.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Социально-психологический подход в психологии социального познания
Естественно, что самым непосредственным образом психология социального познания выросла из недр психологической науки. Весь раздел общей психологии, посвященный анализу познавательных процессов, является предпосылкой для формирования само ...

Коррекционная работа при СДВГ
В работе с ребёнком, имеющим серьёзные нарушения внимания, обязательно нужно наличие у него положительной мотивации. Такая мотивация может возникнуть, если в классе хороший и понимающий учитель, если родители действительно заинтересованы ...

Психология и социология
Социология и психология находят немало общих интересов в разработке проблем, связанных с обществом и личностью, социальными группами и межгрупповыми отношениями. В определенном смысле союз этих наук напоминает союз психологии и истории (в ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pclever.ru