Проблема агрессивности у детей: оказание помощи ребёнку и его семье
Агрессивный ребенок в группе нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает, ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, становится грозой всего коллектива, источником огорчения воспитателей и родителей. Агрессивный ребенок, используя любую возможность, стремится разозлить маму, учителя, сверстника. Он не успокаивается до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку. Агрессивные дети очень часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других, часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им что весь мир хочет обидеть именно их. Получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.
Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, количество реакций на стандартные ситуации очень ограничено: чаще всего, это защитные действия. В подростковой агрессии наиболее ярко выступают следующие особенности:
высокая аффективная заряженность поведенческих реакций;
импульсивный характер реагирования на фрустрирующую ситуацию;
кратковременность реакций с критическим выходом; низкий уровень стимуляции;
недифференцированная направленность реагирования;
высокий уровень готовности к агрессии.
Г. Аллан выделяет следующие виды агрессии:
Конструктивная — агрессивные побуждения проявляются открыто и выражаются в социально-приемлемой форме, если есть соответствующие поведенческие навыки и стереотипы эмоционального реагирования.
Дифференцированная — нет возможности реализовывать агрессивные побуждения в полной мере, так как отсутствуют соответствующие поведенческие навыки и чрезмерно подавляются эмоциональные реакции.
Деструктивная — проявление агрессивности с нарушением морально-этических норм, квалифицируется как делинквентное или криминальное поведение.
Проявления агрессии:
В виде аутоагрессии или агрессии по отношению к объектам окружения или другим людям.
Физической агрессии или агрессивных разрядов в вербальном или символическом плане.
Эпизодические вспышки, имеющие нестойкий характер типичного способа реагирования [11, с.39].
Другие статьи:
"Связь как архетип"
Душа важно отражает закон, следовательно основной закон психофизики: ощущение изменяется пропорционально логарифму раздражителя. Всякая психическая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, - сперва ...
Нарушение эмоциональной сферы
Эмоции являются особым классом психических состояний, отражающих в форме непосредственного переживания общее позитивное или негативное отношение человека к окружающему миру, людям и самому себе. Это переживание определяется соответствием ...
Подросток как личность и агрессия: черты характера, имеющие отношение к
насилию
В последние годы появился ряд исследований, напрямую связывающих поведение современной молодёжи с изменениями, происходящими в ценностно-нормативной системе нашего общества. Так, например, Е.В. Харитонова, исследовавшая взаимосвязь между ...