Подростковая агрессивность как психологическая закономерность и как социальный феномен

Материалы » Выявление психологических механизмов агрессии в поведении подростков и условий ее преодоления » Подростковая агрессивность как психологическая закономерность и как социальный феномен

Страница 3

Раздражение – склонность к раздражению, вспыльчивости, резкости, грубости при малейшем возбуждении.

Подозрительность – склонность к недоверию и осторожному отношению к людям, из-за убеждения, что окружающие намерены причинить вред.

Обида – проявление зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем-то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания.

Аутоагрессия или чувство вины – отношения и действия по отношению к себе и окружающим, связанные с возможным убеждением обследуемого в том, что он бессовестно.

Родители реагируют на агрессивное поведение своих детей по-разному.

Безусловно, в формировании культурных установок детей важную роль играют внутрисемейные отношения. Родители, столкнувшись с проявлениями агрессии у своего ребёнка, могут реагировать различными способами. Исследования Д. Журавлёва выявили:

В первом случае взрослые непосредственно поощряют агрессивность в детях. Как это проявляется? В отсутствии осуждения враждебности детей по отношению друг к другу. Скорее она даже поддерживается и объясняется необходимостью «постоять за себя» или «выплеснуть» негативные эмоции.

Наиболее опасной считается ситуация, когда родители показывают пример (модель) соответствующего поведения по отношению к другим и окружающей среде. Так, дети, наблюдающие агрессивность взрослых, особенно если это значимый и авторитетный для них человек, которому удаётся добиться успеха благодаря агрессивности, обычно воспринимают эту форму поведения. Многие агрессивные родители передают свою агрессивность и детям: ведь то, как дети воспитываются и какой опыт переживаний они получают в семье, конечно же, влияет на их склонность к насилию.

В общем, всё происходит как в той истории, когда муж, рассерженный своим боссом, придя домой, накричал на жену, которая даёт подзатыльник сыну за какую-то мелкую провинность, который, в свою очередь, даёт пинка своей собаке. Все эти персонажи были спровоцированы, но, не в силах или не желая атаковать своего мучителя, разряжали агрессию на ком-то другом. Эта ситуация — пример смещённой враждебности или феномена «козла отпущения», который может переноситься ребёнком на сверстников. Кроме того, чем чаще родители дерутся друг с другом, тем больше вероятность, что один из них или оба бьют своих детей, которые на горьком личном опыте усваивают «нормы общения» в семье.

Второй способ реагирования – наказание детей за проявление агрессивности (от резкого подавления агрессивности до полного безразличия).

Согласно исследованиям родители, подавляющие агрессивность у своих детей, на самом деле воспитывают в ребёнке озлобленность, которая будет проявляться позже – в более зрелые годы. При этом в основном используются частые наказания при отсутствии поощрений. В результате формируются такие отрицательные качества, как подозрительность, сильная агрессивность, эгоизм и жестокость.

В тех же случаях, когда родители не наказывают своих детей за проявление агрессивности, воспитывается чрезмерная агрессивность. Отличительной особенностью этой ситуации является, с одной стороны, представление родителей о том, что порционное проявление агрессии обеспечивает «безопасную разрядку» и более приемлемо, чем её накопление, а с другой – стихийность формирования моральных норм детей за счёт заранее полученного разрешения и защиты родителей.

А вот родителям, разумно подавляющим агрессивность у своих детей, как правило, удаётся воспитать умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих агрессивное поведение.

Родители часто по-разному реагируют на агрессивное поведение детей в зависимости от того, направлено ли оно на них или на сверстников. Обычно ребёнок строже наказывается за агрессивность по отношению к взрослому, чем к своему сверстнику, особенно если последний действительно заслужил это. Более того, отношение родителей к поведению ребёнка также различно. Если отцы больше утешают девочек, когда те огорчены, чаще их одобряют, чем мальчиков, то матери более снисходительны и терпимы к сыновьям и разрешают им чаще проявлять агрессию в отношении родителей и других детей, чем девочкам [5, с.187].

Отцы чаше всего предпочитают физические наказания, а матери – непрямые или более психологические воздействия и как сыновей, и на дочерей. Согласно некоторым исследованиям К. Бютнера, мальчиков родители чаще подвергают физическим наказаниям, чем девочек, а более частые и сильные наказания воспитывают у мальчиков и большее сопротивление. Исторический экскурс в прошлое показывает, что насилие над детьми, если понимать его как телесные повреждения, вплоть до умерщвления, в ранних эпохах не только не являлось крайней формой в культуре взаимоотношений между взрослыми и детьми, но было просто «нормальным» обхождением с детьми [4, с. 11].

Страницы: 1 2 3 

Другие статьи:

Агрессивное поведение
Агрессивное поведение является одной из форм человеческой активности. Под агрессией обычно понимают деструктивное межличностное взаимодействие [1, с. 192]. В своих трудах К. Лоренц писал, что "для обывателя понятие агрессии связано ...

Задачи и основы семейного воспитания
Одна из главнейших добродетелей, к которой испокон века родители приучают детей, есть послушание. Это подчинение своей воли чужой, другой воле, какому-нибудь стороннему авторитету. Послушание по своему существу есть состояние неприятное, ...

Гештальт-терапия
Основатель гештальт-терапии Ф. Перлз применил теорию гештальта, ранее использованную в изучении восприятия и мотивации, к личности как единству душевных и телесных переживаний и к ее функционированию. Синтезировав основные представления п ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru