Подростковая агрессивность как психологическая закономерность и как социальный феномен

Материалы » Выявление психологических механизмов агрессии в поведении подростков и условий ее преодоления » Подростковая агрессивность как психологическая закономерность и как социальный феномен

Страница 3

Раздражение – склонность к раздражению, вспыльчивости, резкости, грубости при малейшем возбуждении.

Подозрительность – склонность к недоверию и осторожному отношению к людям, из-за убеждения, что окружающие намерены причинить вред.

Обида – проявление зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем-то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания. Искра детская организация лагерь на осенних каникулах

Аутоагрессия или чувство вины – отношения и действия по отношению к себе и окружающим, связанные с возможным убеждением обследуемого в том, что он бессовестно.

Родители реагируют на агрессивное поведение своих детей по-разному.

Безусловно, в формировании культурных установок детей важную роль играют внутрисемейные отношения. Родители, столкнувшись с проявлениями агрессии у своего ребёнка, могут реагировать различными способами. Исследования Д. Журавлёва выявили:

В первом случае взрослые непосредственно поощряют агрессивность в детях. Как это проявляется? В отсутствии осуждения враждебности детей по отношению друг к другу. Скорее она даже поддерживается и объясняется необходимостью «постоять за себя» или «выплеснуть» негативные эмоции.

Наиболее опасной считается ситуация, когда родители показывают пример (модель) соответствующего поведения по отношению к другим и окружающей среде. Так, дети, наблюдающие агрессивность взрослых, особенно если это значимый и авторитетный для них человек, которому удаётся добиться успеха благодаря агрессивности, обычно воспринимают эту форму поведения. Многие агрессивные родители передают свою агрессивность и детям: ведь то, как дети воспитываются и какой опыт переживаний они получают в семье, конечно же, влияет на их склонность к насилию.

В общем, всё происходит как в той истории, когда муж, рассерженный своим боссом, придя домой, накричал на жену, которая даёт подзатыльник сыну за какую-то мелкую провинность, который, в свою очередь, даёт пинка своей собаке. Все эти персонажи были спровоцированы, но, не в силах или не желая атаковать своего мучителя, разряжали агрессию на ком-то другом. Эта ситуация — пример смещённой враждебности или феномена «козла отпущения», который может переноситься ребёнком на сверстников. Кроме того, чем чаще родители дерутся друг с другом, тем больше вероятность, что один из них или оба бьют своих детей, которые на горьком личном опыте усваивают «нормы общения» в семье.

Второй способ реагирования – наказание детей за проявление агрессивности (от резкого подавления агрессивности до полного безразличия).

Согласно исследованиям родители, подавляющие агрессивность у своих детей, на самом деле воспитывают в ребёнке озлобленность, которая будет проявляться позже – в более зрелые годы. При этом в основном используются частые наказания при отсутствии поощрений. В результате формируются такие отрицательные качества, как подозрительность, сильная агрессивность, эгоизм и жестокость.

В тех же случаях, когда родители не наказывают своих детей за проявление агрессивности, воспитывается чрезмерная агрессивность. Отличительной особенностью этой ситуации является, с одной стороны, представление родителей о том, что порционное проявление агрессии обеспечивает «безопасную разрядку» и более приемлемо, чем её накопление, а с другой – стихийность формирования моральных норм детей за счёт заранее полученного разрешения и защиты родителей.

А вот родителям, разумно подавляющим агрессивность у своих детей, как правило, удаётся воспитать умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих агрессивное поведение.

Родители часто по-разному реагируют на агрессивное поведение детей в зависимости от того, направлено ли оно на них или на сверстников. Обычно ребёнок строже наказывается за агрессивность по отношению к взрослому, чем к своему сверстнику, особенно если последний действительно заслужил это. Более того, отношение родителей к поведению ребёнка также различно. Если отцы больше утешают девочек, когда те огорчены, чаще их одобряют, чем мальчиков, то матери более снисходительны и терпимы к сыновьям и разрешают им чаще проявлять агрессию в отношении родителей и других детей, чем девочкам [5, с.187].

Отцы чаше всего предпочитают физические наказания, а матери – непрямые или более психологические воздействия и как сыновей, и на дочерей. Согласно некоторым исследованиям К. Бютнера, мальчиков родители чаще подвергают физическим наказаниям, чем девочек, а более частые и сильные наказания воспитывают у мальчиков и большее сопротивление. Исторический экскурс в прошлое показывает, что насилие над детьми, если понимать его как телесные повреждения, вплоть до умерщвления, в ранних эпохах не только не являлось крайней формой в культуре взаимоотношений между взрослыми и детьми, но было просто «нормальным» обхождением с детьми [4, с. 11].

Страницы: 1 2 3 

Другие статьи:

Произносительная сторона речи
Одним из разделов общей культуры речи, которая характеризуется степенью речи говорящего нормам литературного языка, является произносительная сторона речи или звуковая ее культура. Основными компонентами произносительной речи являются рит ...

Формы духовного кризиса
"Проявления эволюционного кризиса сугубо индивидуальны, и нет двух схожих случаев его переживания. Внутри человеческой психики нет отчётливых границ; всё её содержание образует единый неделимый континуум. К тому же фрейдовское индиви ...

Рекомендации психологу МЧС по развитию профессионально важных качеств пожарным-спасателям
Профессионально важные психологические качества сотрудников пожарно-спасательных частей МЧС отличаются специфической системой отношений, которая направленно формируется, корректируется и совершенствуется в ходе специального психолого-педа ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pclever.ru