Преодоление забывания как результат развития памяти
1) ассоциации приводят к извлечению информации из памяти;
2) Поиск специфических ассоциаций, сходств, различий и способов группировки помогает процессам запоминания и воспроизведения;
3) Мысленное объединение зрительных образов (зрительное воображение, визуализация) способствует обработке информации «в уме»;
4) Воображение делает эту обработку более тонкой и вносит в запоминаемый материал личную составляющую, облегчая тем самым его воспроизведение;
5) Особое внимание к общим принципам делает обучение более легким.
Козаренко В.А.[19] также описывает в своей книге многочисленные мнемотехнические приемы, применяемые для улучшения запоминания и противостояния забыванию. Среди таких приемов он называет визуализацию, буквенно-числовое кодирование, упорядочивание материала по различным основаниям, ассоциирование с уже известным материалом и многое другое.
По результатам всего вышеизложенного в Главе 1, можно сделать следующие выводы:
- Забывание – это процесс памяти, противоположный сохранению;
- Многочисленные идеи относительно сохранения, воспроизведения и забывания впервые были ассоциированы в ассоциативной теории памяти. Ключевым принципом объяснения динамики процессов памяти стал принцип ассоциации;
- Теория мотивируемого забывания (З. Фрейд) утверждает ведущую роль цели и мотивации человека в процессах памяти, в том числе и в забывании;
- Когнитивная структурная теория утверждает, что потери информации (забывание) в кратковременной памяти вызвано самими ее функциями – сохранять информацию короткое время с целью передачи ее в долговременную память. Препятствует забыванию в этой структуре постоянное повторение. В долговременной памяти затухание информационных следов объясняется интерференцией, т.е. влиянием конкурирующей информации на запоминание;
- Культурно-историческая теория и теория деятельности рассматривают память, прежде всего, как высшую психическую функцию, как психическую деятельность. Смысловое запоминание может само по себе являться деятельностью, сознательной, произвольной и активной;
- Забывание может быть признаком патологии памяти – амнезии, описанной в нескольких формах: ретроградной, антероградной, динамической;
- Для предотвращения забывания как негативного явления необходимо создание благоприятных условий для запоминания, сохранения и воспроизведения материала; учет при запоминании фундаментальных закономерностей функционирования памяти; овладение мнемотехническими приемами, улучшающими запоминание; овладение мнемотехническими приемами, предотвращающими собственно забывание.
Другие статьи:
Проблемное поле современной молодежи
Государственная политика сегодня большое внимание уделяет проблемам молодежи, сосредотачиваясь главным образом на ценностях успеха, социальной адаптации и самопрезентации. Социальные и психологические службы охватывают все новые группы на ...
Представление об инновационной
деятельности менеджеров
Один из самых выдающихся теоретиков современности в области управления П. Дракер считает, что предприятие, которое не обновляется, неизбежно стареет и разрушается. И в период быстрых изменений, разрушение будет быстрым. Общество и промышл ...
Авторитаризм, авторитарность, авторитарная личность, характеристика
авторитарного типа поведения в межличностных отношениях
Авторитарный режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т.д.) при минимальном участии народа. Авторитаризм присущ власти и по ...