Преодоление забывания как результат развития памяти

Забывание как процесс памяти » Преодоление забывания как результат развития памяти

Страница 3

1) ассоциации приводят к извлечению информации из памяти;

2) Поиск специфических ассоциаций, сходств, различий и способов группировки помогает процессам запоминания и воспроизведения;

3) Мысленное объединение зрительных образов (зрительное воображение, визуализация) способствует обработке информации «в уме»;

4) Воображение делает эту обработку более тонкой и вносит в запоминаемый материал личную составляющую, облегчая тем самым его воспроизведение;

5) Особое внимание к общим принципам делает обучение более легким.

Козаренко В.А.[19] также описывает в своей книге многочисленные мнемотехнические приемы, применяемые для улучшения запоминания и противостояния забыванию. Среди таких приемов он называет визуализацию, буквенно-числовое кодирование, упорядочивание материала по различным основаниям, ассоциирование с уже известным материалом и многое другое.

По результатам всего вышеизложенного в Главе 1, можно сделать следующие выводы:

- Забывание – это процесс памяти, противоположный сохранению;

- Многочисленные идеи относительно сохранения, воспроизведения и забывания впервые были ассоциированы в ассоциативной теории памяти. Ключевым принципом объяснения динамики процессов памяти стал принцип ассоциации;

- Теория мотивируемого забывания (З. Фрейд) утверждает ведущую роль цели и мотивации человека в процессах памяти, в том числе и в забывании;

- Когнитивная структурная теория утверждает, что потери информации (забывание) в кратковременной памяти вызвано самими ее функциями – сохранять информацию короткое время с целью передачи ее в долговременную память. Препятствует забыванию в этой структуре постоянное повторение. В долговременной памяти затухание информационных следов объясняется интерференцией, т.е. влиянием конкурирующей информации на запоминание;

- Культурно-историческая теория и теория деятельности рассматривают память, прежде всего, как высшую психическую функцию, как психическую деятельность. Смысловое запоминание может само по себе являться деятельностью, сознательной, произвольной и активной;

- Забывание может быть признаком патологии памяти – амнезии, описанной в нескольких формах: ретроградной, антероградной, динамической;

- Для предотвращения забывания как негативного явления необходимо создание благоприятных условий для запоминания, сохранения и воспроизведения материала; учет при запоминании фундаментальных закономерностей функционирования памяти; овладение мнемотехническими приемами, улучшающими запоминание; овладение мнемотехническими приемами, предотвращающими собственно забывание.

Страницы: 1 2 3 

Другие статьи:

Разработка П.Я. Гальпериным теории поэтапного формирования умственных действий и понятий
Среди психологических теорий концепция П.Я. Гальперина занимает особое место, так как в ней содержится глубокий анализ собственно психологических свойств человеческого действия. П.Я. Гальперин выступил с гипотезой поэтапного формирования ...

Специфика и задачи воспитания в еврейской семье
Традиционное отношение евреев к детям, основы которого были заложены в библейскую эпоху, отражает нормы и представления, характерные для патриархальной семьи. Согласно библейскому предписанию, деторождение — основная цель брака. Продолжен ...

Что мы переживаем, когда нам страшно
Во избежание недоразумений изложенное выше необходимо дополнить. Нередко страх — причем вполне справедливо — описывается как состояние, «непременно связанное с закрытостью, отрезанностью»17, т. е., по сути, с ощущением одиночества. Из мои ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pclever.ru