Виктимность или психология потерпевшего

Материалы » Виктимность или психология потерпевшего

Страница 7

.

К основным понятиям виктимологии Л.В. Франк относит: понятие виктимизации как процесса превращения лица в жертву преступления; понятие виктимности как склонности личности становиться жертвой преступления в результате ее образа действий, социальных, психологических и демографических характеристик; понятие связи "преступник - потерпевший" как системы отношений субъектами в рамках криминогенной ситуации, оказывающей значительное влияние на развитие и происхождение преступного поведения.

Поэтому, основными функциями следователя при работе с потерпевшим являются: получение новой информации о причинах преступления; получение информации о механизме преступного поведения; получение информации о механизме взаимосвязей между преступником и потерпевшим; оценка истинного положения дела посредством анализа уровня виктимизации потерпевшего; использование виктимологической информации в процессе назначения наказания преступнику; использование виктимологической информации для совершенствования процесса возмещения вреда потерпевшим от преступления.

Л.В. Франком было выявлено, что мужчины в возрасте от 20 до 49 лет составляют основную группу потерпевших от преступлений. Риск их повышенной виктимности связан с их антиобщественным поведением, алкоголизацией, частыми контактами с потенциальными преступниками, причем, 8,5 % от общего числа изученных потерпевших были "рецидивными" жертвами.

А.В. Тимченко, В.Е. Христенко, Д.В. Ривман определили основные направления профилактики виктимности: использование оборонных возможностей потенциальных потерпевших и средств защиты; обучение приемам позитивного разрешения опасных ситуаций; правовая пропаганда, правовое обучение; переориентация оперативно-розыскной деятельности с преступника на потерпевшего с целью организации предотвращения преступлений.

По мнению Д.В. Ривмана, виктимологическая профилактика преступлений складывается из трех основных направлений:

1. Общая виктимологическая профилактика, направленная на выявление и коррекцию поведения виктимогенных социальных групп;

2. Идивидуальная виктимологическая профилактика, направленная на выявление потенциальных потерпевших, их обучение и защиту и на защиту и коррекцию поведения реальных потерпевших от преступлений;

3. Профилактика конкретных преступлений с использованием виктимологической информации, а также тактических возможностей пресечения преступлений определенного типа в зависимости от свойственных им виктимологических особенностей.

Очевидно, что вызываемые виктимным поведением кризисные ситуации порождены отнюдь не самой преступностью, а, как уже указывалось ранее, гомеостатическим взаимодействием преступности, виктимности и иных социальных факторов и процессов в конкретно-исторических условиях. Поэтому главной задачей криминалистов и психологов должна быть работа с по профилактике преступности и виктимного поведения.

Перспектива развития психологии потерпевшего - это дальнейшая проработка данного вопроса, который позволит более четко и ясно определить движущие силы различных видов виктимности, содействуя тем самым повышению эффективности профилактики преступлений.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Другие статьи:

Понятие и основные характеристики развития психических познавательных процессов в младшем школьном возрасте
В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика». В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике, и кл ...

Понятие профессионально важных качеств (ПВК) в психологии
Профессионально важные качества (ПВК) представляют собой отдельные динамические черты личности, психические и психомоторные свойства (выражаемые уровнем развития соответствующих психических и психомоторных процессов), а также физические к ...

Оценка мышления младшего школьника
У младшего школьника ярко выражен конкретно-образный характер мышления. При решении мыслительных задач они опираются на реальные предметы и их изображения. Выводы, обобщения делаются на основе конкретных фактов. Процесс обучения быстро ст ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru