Работа со страхами в гештальт-терапии

Материалы » Анализ сущности страха » Работа со страхами в гештальт-терапии

Цель гештальт-терапии состоит в том, чтобы использовать чувство как средство, соединяющее жизнь человека в единое целое. Внимание к чувствам, описание чувств, понимание несоответствий или пробелов в опыте, сосредоточенность на том, что открылось и не получило органичного выражения, - все это позволяет использовать чувства для доступа к циклу осознавания и выражения. Для правильного выражения чувств нужен подходящий «контекст». Возможно, чувства были направлены не на того человека или ситуацию. Задача терапевта – найти точный ход, чтобы удовлетворить потребность человека в завершении действия.

Фантазия – это большое достояние в жизни человека. Она уводит нас далеко за пределы окружающего мира и происходящих событий. Фантазирование в терапии служит четырем основным целям:

1. 1. Контакту с неприемлемыми событиями, чувствами и личными качествами. Человек может фантазировать, достигая освобождение и без всяких действий. Возвращение и ассимиляция чувств – это путь к развитию, несмотря на то. Что все может происходить не по-настоящему. Если человек переживает страх и преодолевает его, значит, впоследствии он будет меньше бояться своих чувств, возникающих в реальной ситуации, – страх становится не таким опасным, как раньше. Когда устрашающие события возвращаются (даже в фантазии), они способны опустошить и напугать человека, и в результате он может прекратить работу. Поэтому очень важно обратить особое внимание на выход этих переживаний и на саморегуляцию человека в процессе фантазирования.

2. Контакт с отсутствующим человеком или незавершенной ситуацией. Фантазия воспроизводит реальность в безопасном варианте. Это необходимо тогда, когда актуальная ситуация слишком травмирующая, если обращаться к ней напрямую.

3. Исследования неизвестного;

4. Исследования новых или незнакомых аспектов самого себя. (15)

Страхи можно классифицировать по различным основаниям. Их можно разделить на группы исходя из того, чего боится человек, - это классификация по фобуле страха. Карвасарский различает 8 основных фобул страха.

1. К первой он относил боязнь пространства

, проявляемую в различных формах. Среди них:

· клаустрофобия

· агорафобия

· страх глубины

· страх высоты

2. Социофобии

, связанные с общественной жизнью. Они включают в себя:

· Эрейтофобию (страх покраснеть в присутствии людей)

· Страх публичных выступлений

· Страх действовать в присутствии людей и др.

3. Нозофобии

– страхи заболеть каким-либо заболеванием. Этот вид навязчивого страха в той или иной мере всегда присутсует в обществе, но особо обостряется и принимает массовый характер во времена эпидемий

4. Танатофобия

- страх смерти.

5. Сексуальные страхи

.

6. Страх нанести вред себе или близким

.

7. «Контрастные фобии»

(например, страх громко произнести нецензурные слова в обществе у благовоспитанного человека или страх «совершить что-то непристойное, грязное» у священника во время богослужения).

8. Фобофобии

– страх бояться чего-либо.

Психиатры Сэдок и Каплан делят страхи на конструктивные– представляющие естественный защитный механизм, помогающий лучше приспособиться к экстремальной ситуации, и патологические

. Последние являются неадекватным ответом на определенный стимул по интенсивности или длительности и часто приводят к ситуации психического нездоровья.

Ю. Щербатых разбивает все страхи на три группы:

1. Природные

2. Социальные

3. Внутренние

Другие статьи:

Выразительные движения
Широко разлитые периферические изменения, охватывающие при эмоциях весь организм, распространяются обычно и на его поверхность. Захватывая систему мышц лица и всего тела, они проявляются в так называемых выразительных движениях, выражающи ...

Этапы становления аддиктивного поведения
Становление аддиктивного поведения отличается ши­роким индивидуальным своеобразием, но в целом здесь можно выделить ряд закономерных этапов. В. Каган (1999) выделяет три этапа наркологических (алкогольных и неалкогольных) вариантов Станов ...

Эволюция проблемы знакового опосредования у его последователей: Леонтьева, Запорожца, Гальперина
Основы культурно-исторической концепции были заложены самим Л.С. Выготским где-то около 1927-28 годов, затем он очень многое внес в формулирование ее основных положений. Но как при жизни самого Льва Семеновича, так и после его кончины, бо ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru