Работа со страхами в гештальт-терапии
Цель гештальт-терапии состоит в том, чтобы использовать чувство как средство, соединяющее жизнь человека в единое целое. Внимание к чувствам, описание чувств, понимание несоответствий или пробелов в опыте, сосредоточенность на том, что открылось и не получило органичного выражения, - все это позволяет использовать чувства для доступа к циклу осознавания и выражения. Для правильного выражения чувств нужен подходящий «контекст». Возможно, чувства были направлены не на того человека или ситуацию. Задача терапевта – найти точный ход, чтобы удовлетворить потребность человека в завершении действия.
Фантазия – это большое достояние в жизни человека. Она уводит нас далеко за пределы окружающего мира и происходящих событий. Фантазирование в терапии служит четырем основным целям:
1. 1. Контакту с неприемлемыми событиями, чувствами и личными качествами. Человек может фантазировать, достигая освобождение и без всяких действий. Возвращение и ассимиляция чувств – это путь к развитию, несмотря на то. Что все может происходить не по-настоящему. Если человек переживает страх и преодолевает его, значит, впоследствии он будет меньше бояться своих чувств, возникающих в реальной ситуации, – страх становится не таким опасным, как раньше. Когда устрашающие события возвращаются (даже в фантазии), они способны опустошить и напугать человека, и в результате он может прекратить работу. Поэтому очень важно обратить особое внимание на выход этих переживаний и на саморегуляцию человека в процессе фантазирования.
2. Контакт с отсутствующим человеком или незавершенной ситуацией. Фантазия воспроизводит реальность в безопасном варианте. Это необходимо тогда, когда актуальная ситуация слишком травмирующая, если обращаться к ней напрямую.
3. Исследования неизвестного;
4. Исследования новых или незнакомых аспектов самого себя. (15)
Страхи можно классифицировать по различным основаниям. Их можно разделить на группы исходя из того, чего боится человек, - это классификация по фобуле страха. Карвасарский различает 8 основных фобул страха.
1. К первой он относил боязнь пространства
, проявляемую в различных формах. Среди них:
· клаустрофобия
· агорафобия
· страх глубины
· страх высоты
2. Социофобии
, связанные с общественной жизнью. Они включают в себя:
· Эрейтофобию (страх покраснеть в присутствии людей)
· Страх публичных выступлений
· Страх действовать в присутствии людей и др.
3. Нозофобии
– страхи заболеть каким-либо заболеванием. Этот вид навязчивого страха в той или иной мере всегда присутсует в обществе, но особо обостряется и принимает массовый характер во времена эпидемий
4. Танатофобия
- страх смерти.
5. Сексуальные страхи
.
6. Страх нанести вред себе или близким
.
7. «Контрастные фобии»
(например, страх громко произнести нецензурные слова в обществе у благовоспитанного человека или страх «совершить что-то непристойное, грязное» у священника во время богослужения).
8. Фобофобии
– страх бояться чего-либо.
Психиатры Сэдок и Каплан делят страхи на конструктивные– представляющие естественный защитный механизм, помогающий лучше приспособиться к экстремальной ситуации, и патологические
. Последние являются неадекватным ответом на определенный стимул по интенсивности или длительности и часто приводят к ситуации психического нездоровья.
Ю. Щербатых разбивает все страхи на три группы:
1. Природные
2. Социальные
3. Внутренние
Другие статьи:
Теория развития личности З. Фрейда
Зигмунд Фрейд (1856 - 1939 гг.) - австрийский невропатолог, психиатр, основоположник психоанализа. Он пришёл к выводу, что болезни взрослой личности сводятся к переживаниям детства. Детские переживания, по Фрейду, имеют сексуальную природ ...
Психофизиологические основы обучения
Проблема оптимизации обучения – центральная для педагогики. Многочисленные школы и концепции обучения отражают непрерывный поиск и усилия, предпринимаемые педагогами и психологами в этом направлении. Однако существует чисто психофизиологи ...
Личностные особенности родителей, влияющие на стиль
отношения к ребенку
Многие исследования посвящены вопросу детерминирования выбора родителем стиля отношения к ребенку (Адлер А., Варга А.Я., Боулби Д., Шефер И).А.Я. Варга (1986) в качестве детерминант родительского отношения к ребенку наряду с клинико - пси ...