Сущность субъективного восприятия мира природы
Субъективное отношение к природе - это субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями природы, являющееся фактором, обусловливающим поведение.
Под субъектным восприятием понимается восприятие того или иного объекта мира именно как субъекта.
Существуют три канала формирования субъективного отношения: перцептивный - в процессе построения перцептивного образа, когнитивный - на основе переработки получаемой информации, практический - в процессе непосредственного практического взаимодействия. Важнейшую роль в формировании субъективного отношения к природе играют психологические релизеры. психологический релизер - это специфический стимул, связанный с природным объектом, определяющий направление и характер формирования субъективного отношения к нему
В рамках перцептивного канала действуют естественные психологические релизеры: визуальные, аудиальные, тактильные, обонятельно-вкусовые и поведенческие (витальные).
Механизмом обработки визуальных, аудиальных, тактильных, обонятельно-вкусовых психологических релизеров является эмоциональный тон ощущений.
Механизмами обработки поведенческих (витальных) психологических релизеров являются сравнение с человеком и возникающая на этой основе эмоциональная оценка.
Результатом действия механизмов перцептивного канала является влечение личности к природным объектам.
Развитие экологического сознания в процессе социогенеза наиболее адекватно может быть охарактеризовано по трем параметрам: а) психологическая "противопоставленность - включенность", б) "объектно-субъектное" восприятие природы, в) "прагматический - непрагматический" характер взаимодействия.
В социогенезе общественного экологического сознания выделяются две разнонаправленные тенденции: антропоцентрическая и экоцентрическая.
Антропоцентрическая тенденция описывается такими "узловыми точками", как "архаическое сознание; античное сознание; христианство; картезианство".
Альтернативная экоцентрическая тенденция описывается такими "узловыми точками", как "инвайроментальный консерватизм; русский космизм; учение о ноосфере, экологизм; универсальная этика, биоцентризм".
Для развития экологического сознания в культурах Востока характерны иные тенденции: восточные религиозно-философские системы сохранили в целом характеристики архаического экологического сознания, значительно усилив при этом роль непрагматического взаимодействия с природой, восприятие природы как духовной ценности
Другие статьи:
Стиль управления в зарубежных исследованиях
Приоритет в разработке трех стилей руководства принадлежит К.Левину, который в 1938 году со своими коллегами провел эксперимент, оказавший значительное влияние на развитие концепций руководства. В эксперименте приняли участие три группы п ...
Гендерные и возрастные основы агрессии
Термин «гендерный» находит все более широкое распространение и обозначает различные социальные аспекты межполовых отличий. Ученые, занимающиеся гендерными исследованиями, изучают особенности социальных ролей мужчин и женщин. Говоря об осо ...
Родительство и отцовство как социальные институты
Как правило, говоря о родительстве, многие авторы подразумевают в этом контексте только матерей. Именно им посвящены многочисленные пособия по уходу за детьми и их воспитанию. В большинстве случаев именно материнское отношение является си ...