Сущность субъективного восприятия мира природы

Субъективное отношение к природе - это субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями природы, являющееся фактором, обусловливающим поведение.

Под субъектным восприятием понимается восприятие того или иного объекта мира именно как субъекта.

Существуют три канала формирования субъективного отношения: перцептивный - в процессе построения перцептивного образа, когнитивный - на основе переработки получаемой информации, практический - в процессе непосредственного практического взаимодействия. Важнейшую роль в формировании субъективного отношения к природе играют психологические релизеры. психологический релизер - это специфический стимул, связанный с природным объектом, определяющий направление и характер формирования субъективного отношения к нему

В рамках перцептивного канала действуют естественные психологические релизеры: визуальные, аудиальные, тактильные, обонятельно-вкусовые и поведенческие (витальные).

Механизмом обработки визуальных, аудиальных, тактильных, обонятельно-вкусовых психологических релизеров является эмоциональный тон ощущений.

Механизмами обработки поведенческих (витальных) психологических релизеров являются сравнение с человеком и возникающая на этой основе эмоциональная оценка.

Результатом действия механизмов перцептивного канала является влечение личности к природным объектам.

Развитие экологического сознания в процессе социогенеза наиболее адекватно может быть охарактеризовано по трем параметрам: а) психологическая "противопоставленность - включенность", б) "объектно-субъектное" восприятие природы, в) "прагматический - непрагматический" характер взаимодействия.

В социогенезе общественного экологического сознания выделяются две разнонаправленные тенденции: антропоцентрическая и экоцентрическая.

Антропоцентрическая тенденция описывается такими "узловыми точками", как "архаическое сознание; античное сознание; христианство; картезианство".

Альтернативная экоцентрическая тенденция описывается такими "узловыми точками", как "инвайроментальный консерватизм; русский космизм; учение о ноосфере, экологизм; универсальная этика, биоцентризм".

Для развития экологического сознания в культурах Востока характерны иные тенденции: восточные религиозно-философские системы сохранили в целом характеристики архаического экологического сознания, значительно усилив при этом роль непрагматического взаимодействия с природой, восприятие природы как духовной ценности

Другие статьи:

Знаковая память: методика развития и факторы, влияющие на её развитие
Существует три взаимосвязанных вида памяти: знаковая, образная (ассоциативная) и нормативная образуют разные по содержанию удовольствия и боль. А – Знаковая память – формируется через пять органов чувств, которые фиксируют изменяющиеся р ...

Взгляды известных психологов на природу памяти
Интересными являются взгляды на природу памяти, её свойства и процессы австрийского врача и психолога, основоположника психоанализа З. Фрейда. Он рассматривал и анализировал проблемы памяти на своём обширном эмпирическом материале, взятом ...

Образная сфера человека
В своей книге «Образная сфера человека» Гостев рассматривает мысленные образы как объекты психологического анализа различных состояний. Мысленный образ в самом широком своем понимании может быть определен как образ предметов и явлений вне ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pclever.ru