Социальные последствия потребления алкоголя детьми и подростками
Характерно, что подростки, употребляющие спиртные напитки, значительно более тяготеют к современным музыкальным ритмам, посещая активнее дискотеки, вечера и концерты современной музыки. Такой комплекс развлечений характерен для потребителей современной массовой культуры.
В работе с подростковой аудиторией педагогу и психологу всегда приходится учитывать особенности агрессии у подростков.
Работа педагога по преодолению подростковой агрессии. Большинство педагогов сталкиваются с проявлениями подростковой агрессии ежедневно. Некоторые педагоги отрицают существование проблемы либо в целом, либо в тех подростковых коллективах, с которыми им приходится работать. Существует несколько типичных заблуждений в отношении подростковой агрессии:
1. Подростковая агрессия неизбежна.
Агрессия присуща человеку как биологическому объекту, однако следует помнить, что в социально неблагополучных условиях она приобретает совершенно иной характер и более сложные формы, поэтому отрекаться от профилактики подростковой агрессии нелепо.
2. Подростковая агрессия — следствие психической патологии.
Это далеко не всегда так, как правило, подростковая агрессия следствием психических расстройств не является. Исследования показали, что наиболее опасные формы (насилие, убийства, терроризм) подростковая агрессия принимает в качестве извращенных реакций адаптации в среде.
Механизм развития аномальных адаптационных реакций можно представить в виде следующей схемы: совокупность психотравмирующих факторов напряжение адаптационных ресурсов прорыв барьера психической адаптации (термин предложен Ю. А. Александровским) дистресс смещение компенсаторных механизмов из «социальной» в «витальную, жизненную» плоскость аномальное реагирование, направленное на уничтожение травмирующего фактора.
3. В нашей школе (нашем классе, отряде) этой проблемы не существует. У нас дети дружные!
Увы, но даже самые благополучные коллективы не могут избежать межличностных конфликтов, в рамках которых формируется иерархия организованной группы. В такой группе всегда появляются лидеры и аутсайдеры, первые стремятся удержать свое положение, вторые — исправить свое. Как правило, бóльшая часть коллектива (что, кстати, и есть показатель дружного класса или отряда) следует за лидерами, в результате чего аутсайдеры оказываются в изоляции. Это является психотравмирующим фактором, провоцирующим их агрессивное поведение. В роли аутсайдеров неизбежно оказываются новички, дети с нарушением развития и дети-инвалиды, дети из неблагополучных семей.
4. Проблема детской агрессии — проблема родителей, это недостаток воспитания.
Конечно, есть разные семьи, но, как правило, факторов, провоцирующих агрессивное поведение, в рамках семьи меньше, чем внутри подросткового сообщества. Многие родители удивляются, читая в дневниках записи о поведении своих детей в школе, поскольку в домашних условиях они никогда так себя не ведут.
5. Подростковая агрессия — результат дурного влияния СМИ, следствие подражания агрессивным персонажам фильмов и книг.
Это отчасти верно, но далеко не всегда подтверждается масштабными исследованиями. Опыт показывает, что, например, после просмотра боевика шансы подростка совершить акт агрессии действительно выше, чем у его сверстников, но через 2—3 ч готовность к агрессии сравнивается со средними возрастными показателями.
Хотелось бы, чтобы педагоги, поставившие перед собой задачу предупреждения подростковой агрессии, не оказались в плену у вышеперечисленных мифов.
Другие статьи:
Пассивность
Нередко взрослые не видят никакой проблемы в пассивном поведении ребёнка, считают, что просто «тихоня», отличающийся хорошим поведением. Тем не менее, это далеко не всегда так.
Тихие дети испытывают разнообразные и далеко не самые приятн ...
Психологическая природа
тревожности
В психологической науке имеется значительное количество исследований, посвященных анализу различных аспектов проблемы тревожности.
Понятие «тревожность» многоаспектно. В словарях оно отмечается с 1771 г. Существует много версий, объясняю ...
Характеристика социально-личностного развития детей дошкольного возраста
Социально-личностное развитие - это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка ...