Основные подходы к изучению процесса адаптации

Страница 10

Общий адаптивный потенциал каждой из стратегий также неодинаков. Он определяется основными характеристиками стратегий и выражается иерархическим рядом: преобразование - приспособление - уход либо выжидание - репрезентация себя - отказ от контакта. Оптимальный адаптивный эффект даёт сочетание в поведении двух стратегий, направленных на активное преобразование себя (№2), и активное преобразование среды (№1), что соответствует теоретической модели оптимальной адаптации. Существует взаимосвязь между стратегиями адаптивного поведения и особенностями личности. Изучение личностных особенностей дает возможность прогнозировать использование определенного набора стратегий адаптации и повышать её адаптивный потенциал.

На основании проведенных эмпирических исследований (Н.Н. Мельникова, Н.С.Хрусталева) выделили 5 стадий (фаз), которые проходят переселенцы в процессе адаптации к новой этнокультурной среде Одним из перспективных направлений может стать изучение и детальное, поэтапное описание процесса.

1. Эйфорическая фаза (от нескольких дней до нескольких месяцев). Первичная реакция на изменения характеризуется слабой ориентацией в ситуации, не хватает знаний и опыта для того, чтобы справиться с возникшей проблемной ситуацией. Поведение спонтанно. Возникает чувство нарушения равновесия в системе "субъект-среда". Необходимо принятие изменившейся ситуации, построение новой системы взаимодействия;

2. Туристская фаза (от 3-х - 4-х недель до 2-х - 3-х месяцев). Приобретение необходимого количества знаний для решения проблемной ситуации;

3. Ориентационная фаза. Сознательный выбор правильной стратегии поведения, позволяющей создать новую систему взаимодействия.

4. Депрессивная фаза (от 3-х - 4-х месяцев до нескольких лет). Реакция на длительное действие различных видов психотравмирующих факторов: изменение привычного стереотипа жизни, переживание чувства потери, утраты, разлуки, переживание чувства ностальгии, потеря привычного социального и профессионального статуса, отсутствие близкого социального окружения, деформация концепции собственного будущего, неудовлетворенность самореализацией в различных видах деятельности: трудовой, коммуникативной, познавательной;

5. Деятельностная фаза (продуктивное взаимодействие). Достижение состояния комфорта, эмоциональной стабильности и уравновешенности. Отношение к ситуации устойчиво и позитивно.

В ходе поэтапного исследования необходимо рассмотреть задачи, решаемые личностью на каждом этапе процесса адаптации, проанализировать динамику изменений не только традиционного эмоционального, но и когнитивного, и поведенческого компонентов, выявить типичные нарушения процесса, характерные для отдельных этапов.

Проблема диагностики адаптированности решается через снятие параметров с двух сторон: по внутреннему критерию информацию в большинстве случаев получают со стороны самой личности, по внешнему - используют так называемую "объективную оценку" со стороны среды. Для оценки адаптированности по системному критерию существует также только два источника: самооценка личности и внешняя оценка. Проблема заключается в том, что очень часто эти оценки могут не совпадать.

В контексте социально - психологической адаптации мы не можем говорить о каком - либо зафиксированном конечном состоянии адаптированности, это динамическое понятие. Необходимость постоянно возобновляющихся взаимодействий предполагает всё новые и новые изменения. Стремление к достижению, потребность в самовыражении может стимулировать дальнейшее разворачивание процесса, конечным результатом которого будет теперь уже некоторое сверхнормативное состояние. При ориентации на внутренний критерий, мы говорим о реализации индивидуальных стремлений и самовыражении, при ориентации на внешний критерий - о социально полезной активности и эффективности. Координация же двух названных сверхнормативных состояний позволяет выйти на уровень самореализации, что является высшей ступенью процесса адаптации.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11

Другие статьи:

Стоит ли стремиться к «свободе от страданий»
Если вспомнить наш вывод, что под водительством крепкой веры в себя страх может стать полезным спутником и даже повысить качество жизни, то, пожалуй, более всего поражают люди, лишенные (в том числе и искусственно, например под влиянием н ...

Причины агрессивности детей
Агрессивные действия у людей можно наблюдать уже в период раннего детства. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте часто встречается такая форма агрессивного повеления, как "игры-потасовки". Эти игры особенно популярны ...

Психологические особенности коллектива
Основа успеха любой современной коллективной деятельности – отношения сотрудничества и взаимопомощи в противовес конфликту и конфронтации. Поведение, ориентирующееся на совместную деятельность, предполагает наличие определенных предпосыло ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru