Основные подходы к изучению процесса адаптации

Страница 10

Общий адаптивный потенциал каждой из стратегий также неодинаков. Он определяется основными характеристиками стратегий и выражается иерархическим рядом: преобразование - приспособление - уход либо выжидание - репрезентация себя - отказ от контакта. Оптимальный адаптивный эффект даёт сочетание в поведении двух стратегий, направленных на активное преобразование себя (№2), и активное преобразование среды (№1), что соответствует теоретической модели оптимальной адаптации. Существует взаимосвязь между стратегиями адаптивного поведения и особенностями личности. Изучение личностных особенностей дает возможность прогнозировать использование определенного набора стратегий адаптации и повышать её адаптивный потенциал.

На основании проведенных эмпирических исследований (Н.Н. Мельникова, Н.С.Хрусталева) выделили 5 стадий (фаз), которые проходят переселенцы в процессе адаптации к новой этнокультурной среде Одним из перспективных направлений может стать изучение и детальное, поэтапное описание процесса.

1. Эйфорическая фаза (от нескольких дней до нескольких месяцев). Первичная реакция на изменения характеризуется слабой ориентацией в ситуации, не хватает знаний и опыта для того, чтобы справиться с возникшей проблемной ситуацией. Поведение спонтанно. Возникает чувство нарушения равновесия в системе "субъект-среда". Необходимо принятие изменившейся ситуации, построение новой системы взаимодействия;

2. Туристская фаза (от 3-х - 4-х недель до 2-х - 3-х месяцев). Приобретение необходимого количества знаний для решения проблемной ситуации;

3. Ориентационная фаза. Сознательный выбор правильной стратегии поведения, позволяющей создать новую систему взаимодействия.

4. Депрессивная фаза (от 3-х - 4-х месяцев до нескольких лет). Реакция на длительное действие различных видов психотравмирующих факторов: изменение привычного стереотипа жизни, переживание чувства потери, утраты, разлуки, переживание чувства ностальгии, потеря привычного социального и профессионального статуса, отсутствие близкого социального окружения, деформация концепции собственного будущего, неудовлетворенность самореализацией в различных видах деятельности: трудовой, коммуникативной, познавательной;

5. Деятельностная фаза (продуктивное взаимодействие). Достижение состояния комфорта, эмоциональной стабильности и уравновешенности. Отношение к ситуации устойчиво и позитивно.

В ходе поэтапного исследования необходимо рассмотреть задачи, решаемые личностью на каждом этапе процесса адаптации, проанализировать динамику изменений не только традиционного эмоционального, но и когнитивного, и поведенческого компонентов, выявить типичные нарушения процесса, характерные для отдельных этапов.

Проблема диагностики адаптированности решается через снятие параметров с двух сторон: по внутреннему критерию информацию в большинстве случаев получают со стороны самой личности, по внешнему - используют так называемую "объективную оценку" со стороны среды. Для оценки адаптированности по системному критерию существует также только два источника: самооценка личности и внешняя оценка. Проблема заключается в том, что очень часто эти оценки могут не совпадать.

В контексте социально - психологической адаптации мы не можем говорить о каком - либо зафиксированном конечном состоянии адаптированности, это динамическое понятие. Необходимость постоянно возобновляющихся взаимодействий предполагает всё новые и новые изменения. Стремление к достижению, потребность в самовыражении может стимулировать дальнейшее разворачивание процесса, конечным результатом которого будет теперь уже некоторое сверхнормативное состояние. При ориентации на внутренний критерий, мы говорим о реализации индивидуальных стремлений и самовыражении, при ориентации на внешний критерий - о социально полезной активности и эффективности. Координация же двух названных сверхнормативных состояний позволяет выйти на уровень самореализации, что является высшей ступенью процесса адаптации.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11

Другие статьи:

Физиологические половые различия
Девочки быстрее мальчиков продвигаются к своему взрослому статусу как по морфологическим параметрам, так и по физиологическим функциям, примером чего является их более раннее половое созревание. Сохраняется в отношении развития физиологич ...

"Методологический стимул: методология и особенности"
После того как тема сформулирована, эгоцентризм просветляет гендерный контраст, здесь описывается централизующий процесс или создание нового центра личности. Чем больше люди узнают друг друга, тем больше воспитание просветляет позитивистс ...

Типология агрессивного поведения подростков
Агрессивные подростки, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pclever.ru