Значение интеллектуального тренинга для формирования самоотношения на этапе обучения в ВУЗе
Определенная Р.Бернсом (1986) целостная Я-концепция, рассматривается как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции чаще всего называют образом «Я» или представлением о себе, т.е. самоотношением.
В обозначенном аспекте образа «Я», связанного с отношением к себе, имеет место гораздо меньшая терминологическая определенность. С.Р. Пантилеев (1991), в своих исследованиях отмечает, что образ «Я» - это и самооценка, и самоуважение, и самопринятие, и эмоционально-ценностное отношение к себе (В.В. Столин (1985)), и просто самоотношение. Зарубежные исследователи используют такие критерии как: обобщенная самооценка, самочувствие, любовь к себе, самоуважение, самопринятие, установка на себя, публичная самооценка ( С.В.Малаков (1991), Х.Маркус (1993) , П. Нуриус (1993) и др.).
Анализ такого различия показывает, что в исследуемом аспекте нет каких-либо определенных и общепризнанных концептуальных разграничений. Понятийный смысл каждого термина (параметра) можно понять лишь в рамках конкретных исследований или теоретических построений. Из этого следует, что устойчивой терминологической базы в сфере исследований самоотношения пока не существует.
Несмотря на указанную терминологическую аморфность, существуют попытки осмысления феномена самоотношения.
Определяя источник и движущие силы развития самосознания С.Л.Рубинштейн (1957) писал: « Не сознание рождается из самосознания, из Я, а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того как она становится самостоятельным субъектом. Прежде чем стать субъектом практической и теоретической деятельности, Я самоформируется в ней».
Современное профессиональное образование должно закладывать в личность механизмы саморазвития, саморегуляции, самозащиты и т.п.
Проведенный теоретический анализ позволяет говорить о существовании трех разных подходов рассмотрения отношения человека к себе: понимания самоотношения как аффективного компонента самосознания (самоотношение в структуре самосознания), как черты личности (самоотношение в структуре личности), как компонента саморегуляции (самоотношение в системе саморегуляции). Их интеграция возможна на основе методологического положения о единстве деятельности, личности и (само) сознания.
Системный анализ самоотношения предполагает его рассмотрение как представленного одновременно на трех уровнях бытия человека: деятельности, личности как субъекта этой деятельности и самосознания как смыслового ядра личности. Включаясь в ту или иную деятельность, личность осмысливает себя как субъекта деятельности. Результатом такого осмысления является отношение личности к себе как выражение в самосознании личностного смысла «Я» по отношению к мотивам самореализации. Формируясь в процессе осмысления личностью себя как субъекта жизненных отношений, самоотношение обнаруживается в структуре личности как смысловая диспозиция. При этом, будучи устойчивой, относительно независимой от актуального жизненного опыта, оно проецируется в деятельность как установка, состояние готовности личности к тому или иному поведению.
Чтобы обладать способностью чувствовать эмоциональное состояние другого человека, точно воспринимать смысловые оттенки его внутреннего мира, способностью взглянуть на обстоятельства глазами собеседника, необходимо выработать, прежде всего, у себя позитивное самоотношение (А.Н.Алексеева (1983), A.M. Ахмедханов (1983), В.С.Мерлин (1986) и др.). В этой связи, на наш взгляд, очень важно еще в стенах вуза сформировать у будущего психолога позитивное самоотношение, так как богатство, многосторонность и эмоциональная насыщенность его деятельности вынуждают студента пристально изучать себя как профессионала. При этом не только происходит осознание тех или иных профессионально значимых качеств личности, но и формируется определенное самоотношение (позитивное или негативное). Кроме того, будущий психолог испытывает чувство удовлетворенности или недовольства своим трудом, эмоционально переживает соответствие «образа Я» идеальному образу себя как педагога. В связи с достаточно большой понятийной неустойчивостью структуры самоотношения с опорой на теорию целостного педагогического сознания (Л.Е. Плескач, 2000), можно предложить структуру самоотношения на базе более обобщенных концептуальных подходах, на пример 3-х макроструктур: «Я
» как реальность, «Я
» как ценность и «Я
» как возможность (рис.1):
Другие статьи:
Выводы
Глубина переживания измены больше всего зависит от силы любви к партнеру и величины страха его потерять. Здесь появляется вопрос о том, рассказывать ли своему партнеру об измене или нет. Понятно, что человек, допустивший измену, носит тяж ...
Специфика и динамика развития эмоциональной сферы у детей дошкольного
возраста
В работах Л. С. Выготского , А. Н. Леонтьева , Д. Б. Эльконина и других мы находим общие указания на то, что формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм ...
Факторы способствующие возникновению ЗПР
Этиологические факторы задержек психического развития подразделяются на конституционально-генетические, церебрально-органические и психосоциальные. Некоторые врожденные и наследственные прогрессирующие заболевания нервной системы в первые ...